По какому праву заказчики запрашивают дополнительную информацию и документы у поставщиков

05.12.17

Продолжаем обзор нарушений заказчиков по 223-ФЗ, которые выявила ФАС. Иногда заказчики устанавливают в документации о закупке право запрашивать любую дополнительную информацию и документы, не представленные в составе заявки. Эксперты рассказали о мотивах заказчиков и возможной альтернативе, когда запрос дополнительной документации действительно важен.

По мнению ФАС, установление такого права нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

«Возможность участия в закупке с учетом указанного положения документации зависит от волеизъявления заказчика, а также право заказчика запрашивать дополнительные документы может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников закупки», — комментирует начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов.

В документации, как правило, отсутствует порядок дополнительного запроса информации, поэтому все зависит от решения заказчика. У одного участника он может запросить документы, а у другого — нет.

По мнению Алексея Галкина, эксперта по закупкам, действительного государственного советника III класса, чаще всего заказчик запрашивает недостающие документы, которые не влияют на условия договора. К примеру, на отборочной стадии в заявке может не хватать какой-либо информации или документов, либо при рассмотрении заявки у заказчика появились замечания и он не может оценить квалификацию участника.

«Заказчики запрашивают у участников недостающие документы, не влияющие на существенные условия договора, либо разъяснения по возникшим замечаниям. Это позволяет не отклонять заявки участников, содержащие технические ошибки, повышать конкуренцию и получать контрагента для выполнения договора с наилучшими условиями», — объясняет Алексей Галкин.

Он предлагает предусмотреть в 223-ФЗ нормы, позволяющие заказчику дозапрашивать документы, не влияющие на существенные условия договора. Это позволит субъектам малого и среднего предпринимательства, которые не имеют опыта участия в закупках, «не бояться» участвовать в закупочных процедурах.

В контрактной системе подобная норма прямо запрещена, напоминает эксперт-практик Центра эффективных закупок Тендеры.ру Кирилл Кузнецов. По его словам, дело не в том, что заказчик требует новые документы, ведь обычно перечень определён изначально и он не изменяется. Суть проблемы, по мнению эксперта, в попытке исправить ошибки выгодных для заказчика участников.

«Обидно же терять лучшее предложение, например, производителя по формальной причине — если он забыл включить в заявку какой-то документ. Пусть донесёт и дальше победит лучший. Однако, ФАС зачастую усматривает в этом манипулятивный инструмент: у «своих» запросят, но остальных отклонят. В принципе, альтернативой может быть установления иного правила, например, заказчик оповещает всех участников об отсутствующих в из заявках документах и предоставляет равный срок на их представление», — говорит Кирилл Кузнецов.

В случае такой альтернативы есть возможность манипуляции при картельном сговоре, ведь после вскрытия конвертов участники уже будут знать всех конкурентов, подавших заявки. Эти риски так же можно минимизировать, отмечает эксперт, правда уже в ущерб открытости процедуры, например, не оглашая результаты вскрытия заявок. Но и это наверняка не встретит поддержки контролера.

Автор: Ангелина Зеленькова

Про другие нарушения из ТОП-5 от ФАС России:

Могут ли заказчики устанавливать закрытый список банков?

При выборе банков заказчики по 223-ФЗ исходят из их финансовой устойчивости. Директор по закупкам «Россетей» прокомментировал тему.

А хватает ли у вас стульев? Какие требования заказчиков являются недопустимыми

Может ли заказчик требовать опыт поставок товара?

ФАС: поставщика нельзя ограничивать в привлечении субподрядчиков

Эксперты: подрядчики не всегда честны в выборе субподрядчика

Похожие статьи: