А хватает ли у вас стульев? Какие требования заказчиков являются недопустимыми

30.10.17

В числе самых частых нарушений в закупках госкомпаний ФАС России отдельным пунктом выделяет требования заказчиков о наличии у участника закупки определенных материальных ресурсов, конкретного оборудования в собственности и числа сотрудников в штате на момент подачи заявки. Эксперты рассказали какой закон в этом случае нарушают заказчики и когда подобные требования могут быть обоснованными.

Автор: Ангелина Зеленькова

Заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян объяснил почему подобные требования недопустимы и нарушают ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ:

— Отсутствие на этапе подачи заявок какого-либо оборудования в собственности или какого-то количества сотрудников в штате сотрудников не свидетельствует о невозможности исполнить контракт или договор. Производственные мощности могут быть привлечены исполнителем на праве аренды, а трудовые ресурсы не обязательно должны находится в штате компании. Требование о наличии материальных ресурсов и оборудования в собственности вынуждает участников закупать их, то есть нести расходы еще на стадии подготовки заявки, когда невозможно предсказать итоги торгов.

При выявлении такого нарушения антимонопольный орган выносит предписание. Если незаконное требование еще не повлияло на допуск заявок, то есть на его основании не была отклонена ни одна заявка, то ФАС предписывает заказчику не учитывать это требование при рассмотрении заявок. Если же незаконное требование послужило поводом для отказа какому-то участнику в допуске к закупке, то в таком случае ФАС выдает предписание о пересмотре заявок.

Представитель «Ростелекома» Андрей Поляков подчеркнул, что при вынесении подобных требований заказчик нарушает прежде всего закон 135-ФЗ «О защите конкуренции». За это ему может грозить штраф, предусмотренный КоАП, вместе с отменой закупки. При этом эксперт отметил, заказчики требуют от поставщиков наличие материальных ресурсов, оборудования в собственности и определенного числа сотрудников в штате по должной осмотрительности, а также для уточнения наличия ресурсов для выполнения работ.

— Считаю, что отсутствие ресурсов, оборудования, сотрудников не является признаком недобросовестного поставщика или посредника, участие которого усложняет процесс. Но излишние и необоснованные требования могут служить ограничением, — говорит Андрей Поляков.

Представители Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок рассказали как действует эта система на практике.

В п. 2 ч. 1 ст. 3 223-ФЗ закреплен принцип недопустимости необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Заказчик, реализуя на практике нормы закона, должен формировать техническое задание так, чтобы соблюсти баланс между целевым и эффективным расходованием денежных средств, соблюдением качества и сохранением максимального уровня конкуренции в рамках процедуры.

Ч. 8 ст. 7.32.3 КОАП РФ устанавливает ответственность за предъявление требований к участникам закупок, к закупаемым товарам, работам, услугам и к условиям договора либо оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

При этом участник закупки, обратившийся в ФАС, в случае признания его жалобы обоснованной, фактически увеличивает срок исполнения закупки на срок исполнения предписания об устранении нарушения. Увеличение срока может негативно отразиться на заказчике, так как закупка может быть частью взаимосвязанных закупок, целью которых является значительный комплекс работ, привязанный к сроку сдачи всего проекта, что, безусловно, повлечет за собой увеличение издержек заказчика.

Однако, указанная норма 223-ФЗ, не запрещает заказчику в рамках документации обосновать ограничение конкуренции. 223-ФЗ не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупок и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Судебная практика при этом складывается в пользу детального рассмотрения всех документов, регулирующих закупки конкретного заказчика. Аналогичной позиции придерживается и Верховный суд в Определении от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243 по делу № А40-3315/2016, которое подтверждает право заказчика сформировать свою систему закупок и при необходимости установить дополнительные требования к участникам закупки.

— Следовательно, при оценке Документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата. Произвольный контроль антимонопольного органа за проведением корпоративных закупок не соответствует целям и задачам, возложенным на данный орган действующим законодательством.

Включение заказчиком в Документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок. Вместе с тем, такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, Закона о закупках лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки, — гласит Определение.

Согласно документу, требования к поставщикам будут считаться нарушением в том случае, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в документацию, чтобы обеспечить победу конкретному участнику, а условия закупки не соответствует целям и потребностям заказчика.

Про другие нарушения из ТОП-5 от ФАС России:

Могут ли заказчики устанавливать закрытый список банков?

При выборе банков заказчики по 223-ФЗ исходят из их финансовой устойчивости

Может ли заказчик требовать опыт поставок товара?

По какому праву заказчики запрашивают дополнительную информацию и документы у поставщиков

ФАС: поставщика нельзя ограничивать в привлечении субподрядчиков

Эксперты: подрядчики не всегда честны в выборе субподрядчика

Похожие статьи: